Что удивительно, они по ходу чтения взаимно переплетались своим содержанием. Поэтому советую вам читать их также — параллельно. Совпадения доходили вплоть до одинаковых исторических событий или повествования об одних и тех же политических участниках. Порой даже лишний раз перепроверял себя: переключил ли я ридер на другую книгу?…
«Мировой порядок» я собирался прочитать уже давно. Но на протяжении последних двух лет постоянно откладывал её прочтение. Потом «21 урок…» Харари также попал в первые ряды моего списка к прочтению.
И вот 3 недели назад решил отвлечься от всей другой литературы и прочитать эти две книги. Киссинджера читал по утрам в метро по дороге на работу, а Харари — в обед во время перерывов.
Никогда бы не подумал, что Генри Киссинджер станет одним из моих самых любимых авторов. Однако, вышло вот так…
Мировой порядок — тонкое искусство, требующее предельной политической трезвости. Дилемма баланса сил на мировой арене стала для меня открытием, как объективное и неотъемлемое явление межгосударственного взаимодействия. Осознать, что существуют законы, к которым неприменимы мерила справедливости и этики в привычном их понимании, — это непростое требование к тем, кто намеревается войти в практику большой политики.
Поразительна непредвзятость и объективность Киссинджера ко всем без исключения участникам мирового взаимодействия, в том числе и в отношении Соединённых Штатов. Это ещё с учётом того, что автор долгое время был одним из ключевых политиков США. Должность Госсекретаря США на протяжении почти 10 самых непростых для Америки лет обязывает. Вероятно, что статус и политический вес Киссинджера вкупе с его давним отходом от официальной должности, дают ему право на Объективность.
Теперь что касается второй книги:
«В мире, перегруженном информацией, Ясность – это сила.» — вы посмотрите как написано и предельно чётко выражено!
Эта мысль автора «21 урока…» на первых строчках книги сразу поразила меня своей точностью. Такие фразы я называю «протыкающими». Они способны легко пронзать и проникать в самую глубину вопроса, притом исполняют это грациозно и минимальными средствами. Ясность действительно сейчас редкий товар. Ясность в мышлении и при принятии решений это необходимая Точка Опоры для любого управленца.
Масштаб охвата и смелость в увязке различных сторон рассматриваемых вопросов отличает книгу Харари. Автор предлагает каждому произвести инвентаризацию своих стереотипов и устоявшихся представлений. Обозначая многие привычные для нас вещи (религии, мифы, государства и т.д.) как Интерсубъективные сущности, которые созданы самими людьми, Харари берёт на себя смелость определить их значение и неизбежную необходимость при управлении многомиллионными массами.
В отличие от Киссинджера, который твёрдо держал линию на протяжении всего повествования, Харари заметно «просел» в конце книги. Он «перегорел» на идее о смысле жизни, вознося её как главный вопрос существования. Наделив «смысл жизни» статусом непререкаемой сущности, он в результате залип на этом вопросе и соблазнился на эзотерические доводы.
В тексте «21 века…» также встречаются сомнительные темы про гендерный плюрализм, но их я понимаю как дань либерально-демократическому дискурсу. Если эти включения воспринимать как неизбежное зло, то книга читается легко.
В процессе чтения обеих книг я делал много заметок в виде скриншотов с пометками стилусом (читаю в основном на планшете). Надеюсь, что если появится свободное время, то выложу на своём сайте эти заметки в виде PDF-конспекта по эти двум книгам.
Советую и вам прочитать эти две книги, и желательно освоить их также одновременно.