Urban Intelligence & Location Intelligence: Best Practice

Обзор наиболее успешных решений в сфере цифрового анализа пространственных данных.

После того, как на прошлой неделе я опубликовал статью UrbanScience+DataScience, мне пришло достаточно много откликов от цифрового сообщества. Я прежде и не думал, что уже существует так много решений, близких к моей идее по созданию Цифровой Экосистемы принятия градостроительных решений.

Поэтому в качестве продолжения решил создать вторую часть, чтобы поделиться обнаруженными примерами. Узнал, в частности, что это направление называется Urban Intelligence (UI), которое намного шире уже сейчас известного для большинства Location Intelligence (LI).

И сразу обозначу свой основной вывод: я нашёл для себя точное и однозначное подтверждение того, что отдельно «тепловые карты» уже больше никому не нужны. На рынке есть чётко выраженный запрос на комплексное решение.

Что толку от сервиса «тепловых карт», отражающего только ландшафт спроса или покупательского трафика. Клиентам нужна единая площадка, на которой можно будет сразу определить потенциальное место для будущего проекта, а также посчитать параметры застройки и затраты на реализацию в проекции на весь временной цикл.

Теперь перейду к примерам:

1) Ratio City (Canada / UI) — «Google» for urban planners, architects and developers

И прежде всего хочу рассказать о Ratio.City. На мой взгляд — это наиболее близкое решение к тому, о котором я говорил в первой части. Это решение просто пленило меня своей гармоничностью и простотой реализации. Решение изящно выполнено в виде «тонкого клиента» — на веб-сайте: https://www.ratio.city

Ratio.City создан в Канаде двумя основателями — Моникой Ярожонэк (Monika Jaroszonek) и ЭриномМорроу (Erin Morrow). В прошлом их бэкграунд — это urban planning & civil engineering, соответственно. Они смогли сформулировать свою концепцию, собрать команду и воплотить её в реальность.

Впрочем, на этой видео-презентации можно наглядно увидеть этот продукт в действии:

Бизнес-идея Ratio.City оказалось настолько прочной и крепкой, что уверенно выстояла против ковидного давления на протяжение двух лет. Минимально жизнеспособный продукт (MVP) они вывели на рынок примерно в сентябре 2017 г. И длительная короновирусная просадка не помешала им закрепиться в своей нише и обрасти пулом клиентов.

Но больше всего меня поразила стоимость подписки на их сервис — $999 в месяц! Поначалу я воспринял, что это ценник за год, но нет — почти 1000 долларов в месяц. И значит люди приобретают по такой цене доступ к их платформе. Лучшего подтверждения жизнеспособности такого продукта и не придумаешь:

В этом видео на 07 минуте Моника рассказывает, как в процессе архитектурной практики родилась идея создать некий Google search bar для градостроителей, архитекторов и девелоперов:

Платформа Ratio.City сразу реализована как в 2d, так и в 3d-представлении, переход между которыми происходит мгновенно. На выбранном земельном участке можно сразу создать 3d-массинг (3d-massing) и поиграться с конфигурацией будущей архитектуры зданий:

Такая возможность говорит о том, что в Ratio.City успешно реализована Онтология объектов: чётко определена их Сущность и Семантика. Здание внутри этой платформы понимается как градостроительная сущность: у него заданы характерные атрибуты и параметры. Для тех, кто не совсем в теме, — это как в BIM-среде (Building Information Modeling), где есть интеллектуальные объекты (например, стена) со свойственными параметрами: ширина, высота, материал и т.д.

Грамотно реализованная Онтология среды — это действительно сложная, непростая задача. Знаю немало проектов, которые так и не смогли преодолеть это на начальных этапах реализации. А тут наглядно видны грамотно сформулированные Сущности градостроительных объектов. Помимо этого, есть ещё реализованный инструмент по определению инсоляционной нагрузки от будущих зданий на прилегающую застройку:

Также разглядел такой параметр, как радиус влияния от ближайшего окружения. Помню, что некоторых этот параметр сильно озадачивал при разработке; а здесь это легко решено в виде настраиваемого диапазона:

В Ratio.City Master Plan (Генеральный план города) и Land Use/Zoning (Правила Землепользования и Застройки (ПЗЗ)) представлены сразу в объёме на 3d-карте. Есть также активные ссылки на действующую градостроительную документацию в выбранном районе (наши аналоги РНГП и МНГП):

Теперь меня уже никто не сможет переубедить, что такая платформа никому не нужна на рынке и невозможна в реализации. Ratio.City — просто фактом своего существования наглядно демонстрирует и убедительно доказывает, что это абсолютно не так.

Это был пример из Канады. А что же происходит в остальных регионах?…

2) Urban Footprint (USA / UI)

Это американская реплика, отдалённо напоминающая первое решение. Сервис больше картографический, хотя есть и 3d-представление, но без возможности 3d-массинга — https://urbanfootprint.com

Видео-презентация платформы по ссылке:

3) Epsilon Metrics (Russia / UI+LI)

Это уже наша отечественная разработка для анализа геопространственных данных. На сайте есть прекрасное описание — меткие, точные слова и смыслы. Но, к сожалению, пока все ссылки «пустые», даже раздел контакты пока без наполнения — https://epsilonmetrics.ru

Смог выйти на CEO Epsilon Metrics: они действительно находятся в Москве; но, похоже, что на данный момент более-менее готов только back-end, front-end ещё в разработке.

В описании будущего продукта есть такое: «Epsilon Metrics — российская высокотехнологичная компания, разработчик location intelligence платформы для анализа и визуализации больших геопространственных данных. Платформы и инструменты location intelligence успешно применяются для научных исследований, развития и функционирования городских транспортных систем и градостроительного планирования, решения задач урбанистики, охраны окружающей среды, устранения последствий природных катаклизмов и катастроф, работу органов муниципального и государственного управления.

Занимаемся анализом больших пространственных данных c использованием машинного обучения. За 2+ года разработали и активно развиваем собственную геоаналитическую платформу Epsilon Metrics».

Надеюсь, что у команды Epsilon Metrics получится создать свой MVP и успешно выйти на рынок со своим решением. Желаю им в этом удачи!

4) ГеоВЭБ (Russia / LI)

Следующий пример — также отечественный продукт от банка ВЭБ.РФ. Платформу ГеоВЭБ презентовали относительно недавно — в начале апреля этого года на выставке-форуме «ГОСЗАКАЗ».

В настоящее время доступ в систему ГеоВЭБ закрытый, только по приглашениям. При попытке зайти на сайт — https://geoveb.ru — появляется только вот такое окно:

ГеоВЭБ разработана для решения управленческих задач в сфере городской экономики и создания комфортной городской среды.

Эта система «… позволяет автоматизировать процесс принятия управленческих решений по отбору и оценке эффективности реализации инвестиционных проектов по огромному количеству данных и показателей по различным отраслям и направлениям городской экономики.

В ГеоВЭБ содержатся более 200 показателей социально-экономического развития городов, более 100 показателей пространственных данных, данные статистической отчетности, показатели демографического развития. Указанные показатели и данные собраны с 2000-х годов и на основе специально разработанных математических моделей и методик обработаны с последующим построением прогнозных показателей и трендов до 2030 года.

Система ГеоВЭБ позволяет в 100 крупнейших городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) провести:
анализ текущего состояния и прогнозирования развития городов; анализ состояния городской среды в зонах пешей и транспортной доступности от любого дома;
оценку инвестиционного потенциала и сравнительную оценку (ранжирование) городов по направлениям городской экономики;
оценку эффективности реализации инвестиционного проекта по направлениям городской экономики и его влияния на прогнозные показатели развития города;
оценку влияния инвестиционного проекта на качество городской среды;
оценку вклада инвестиционного проекта в реализацию национальных проектов и достижение национальных целей»http://news.akm.ru/rus/news/2022/april/07/ns50232441.htm

Также геопространственные показатели из системы ГеоВЭБ применяются для расчёта «Индекса качества жизни в городах России» — https://citylifeindex.ru

В целом, решение очень глобальное — способное охватить территорию всей страны. Объём агрегированных данных создаёт мощный потенциал для взвешенных решений.

5) CityScope (USA / UI)

Под пятым номером вновь решение из Америки — от Массачусетского Технологического Института (MIT). Механизм работы весьма необычный — искусственный интеллект анализирует макеты проектов застройки, выполненные из модулей конструктора LEGO.

Выглядит это очень необычно, поэтому лучше увидеть своими глазами на видео-презентации:

6) BestPlace (Poland & Russia / LI)

Это решение мне встретилось ещё в 2019 году. Первые «тепловые карты» покупательской способности я увидел именно у них на сайте. Уже тогда меня очень заинтересовал потенциал подобных решений. Сейчас приятно видеть, что проект жив, растёт и развивается.

«Применяя геоаналитическую платформу BestPlace розничный бизнес в режиме реального времени анализирует потенциальные локации для открытия торговых точек. Инструмент позволяет выяснить сколько потенциальных покупателей находится в зоне влияния магазина, какой у них доход, получить расчет пошеходного и автомобильного трафика, выявить наиболее перспективные районы города»https://bestplace.ai

7) Геомаркетинг и Бюллетень Рынка Недвижимости (Russia / LI)

Напоследок снова отечественное решение от компании RWAY. Вернее, их сразу два:
1) Геомаркетинг — http://rway.ru/consalting/geomarketing/
2) БРН — https://brn.media/

Первое предназначено для обработки и моделирования, анализа и визуализации пространственной информации, повышения качества принимаемых инвестиционных решений и управления пространственно-распределёнными объектами.

Второе — для комплексного анализа рынка недвижимости, разработку концепции развития актива, в том числе анализа наиболее эффективного использования объекта, маркетингового анализа и других видов исследований.

Про Habidatum, Geointellect и BST Digital я уже упоминал в первой части, поэтому не буду здесь дублировать эту информацию.

Landscape Intelligence coming soon

Большие Данные к нам приходят… Пожалуй, уже уместно говорить о появлении нового физического поля — Цифрового излучения. Цифровые данные — новая природная стихия, только невидимая, как воздух.

Цифровое излучение позволяет сканировать окружающий мир с предельной точностью и проникать туда, где человеческое сознание ограничено в восприятии. По сути, появляется некий DataScape — ландшафт данных.

Позволю себе даже ввести новый термин — Landscape Intelligence, который включает в себя как видимую, так и невидимую часть пространства. Это как в философской мысли у Августина Блаженного «град земной» («civitas terrena») и «град Божий» («civitas Dei»).

Ландшафт способен отражать различные измерения: есть социальный ландшафт, экономический —, ландшафт передвижений, финансовый ландшатф и т.д. Например, если объединить DataScape + GisScape, то получим Ландшафт покупательной способности (PayScape).

Пока ещё для большинства Цифровые данные — это мутная, непрозрачная среда. Решения, которые я привёл в этом обзоре позволяют рассеять Цифровой туман. Объединяя UrbanScience и DataScience в единый Landscape Intelligence, можно привносить прозрачность и ясность для многих участников процесса.

Очевидно, что сейчас большинство решений учитывает в первую очередь интересы девелоперов, градостроителей и архитекторов. Но такие решения, как к примеру Ratio.City, позволяют развеять мнения скептиков и наглядно показывают, что входить в процесс принятия решений могут даже участники, не обладающие профессиональными знаниями.

Кто дирижёр будущего пространства?

Прежде градостроители считали себя главными дирижёрами процессов урбанизации. Обращались с городом, исходя из своих умозрительных предположений и домыслов: что словно город живёт именно так, а не иначе. И часто подобные теоретические воззрения не находили подтверждения на практике.

Но сейчас появляется более адекватный и беспристрастный инструмент, позволяющий воспринять действительный город — анализ Больших Данных. Можно сколько угодно долго мнить себя главными архитекторами города и сидеть в задумчивых позах перед огромными макетами застройки, подобно скульптурному образу «Мыслителя» Огюста Родена. Но рано или поздно придётся признать, что главные операторы городских процессов необратимо сменились.

Мне всегда очень нравилась эта фотография. Сейчас причин для таких моментов «философской» задумчивости становится всё больше и больше. Городские пространства становятся с каждом годом всё сложнее, увеличивается количество их параметров. И человеческое сознание сталкивается с проклятием размерности, когда оказывается неспособно воспринимать весь масштаб задачи. Те, кто более восприимчивые и вменяемые, осознают, что градостроительное сообществе теряет почву из под ног, т.к. градостроительная сфера ускользает из под их управления.

Решения, которые упомянуты в этом материале наглядно демонстрируют диапазон новых участников, активно входящих в управление градостроительными процессами. И у них в руках есть инструменты, которые позволяют принимать более адекватные и точные решения.

==
С уважением
Евгений Чеснов
20220603